12109dc1     

Витковский Евгений - Павел Второй



ЕВГЕНИЙ ВИТКОВСКИЙ
ПАВЕЛ II
* ТОМ ПЕРВЫЙ. ПРОНЕСИ, ГОСПОДИ! *
ОТ АВТОРА
Несколько слов от автора ничего к трехтомному роману уже не прибавят,
но сказать кое-что необходимо. Ибо роман, двигавшийся от писателя к читателю
двадцать лет, давно уже обрел собственную жизнь. Его несколько раз пришлось
переписывать: ряд фантастических эпизодов стал за минувшие годы такой
скучной действительностью, что автор сам начал казаться себе историческим
писателем, - а на роль ясновидца автор менее всего претендует, - больно не
хочется быть Кассандрой, которую первую же и бьют, когда предсказание
сбывается.
Перед читателем - фантастический роман, написанный, как считает автор,
в принципиально новом жанре: в жанре реалистического реализма. Название это
отнюдь не тавтологично: для того, чтобы изобразить окружающую нас
действительность, традиционный реализм бессилен, простая запись
происходящего выглядит непомерным преувеличением, бумага краснеет и готова
загореться. Поэтому автор использует вполне последовательно метод
"литотизации" - т. е. "преуменьшения", дабы описываемые события выглядели
реалистически. Отсюда и название - РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.
Жанр не может быть полностью кристаллизован в своем первом образе.
Пройдут столетия, на полках библиотек запылятся тысячи более или менее
удачных произведений, лишь очень и очень нескоро должен возникнуть последний
и главный шедевр, который обеспечит жанру бессмертие: кто-то создаст
серьезную, весьма издевательскую пародию на него, и вот она-то и послужит в
грядущих веках гарантом бессмертия реалистического реализма. Сомневающихся в
этом предсказании могу лишь отослать к истории литературы: много ли читали
мы рыцарских романов? Зато все читали "Дон-Кихота", а что такое "Дон-Кихот",
как не итоговое, высшее достижение жанра - пародия, к тому же отчасти
сочинения со скуки? Из нынешних времен, из темного прошлого, автор "Павла
Второго" шлет в мрачное, отвратительное будущее автору грядущего,
предположим, "Дон-Пабло" свой печальный привет.
Жанр реалистического реализма подразумевает весьма фривольные отношения
с действительностью, и действительность уже отомстила автору: она явилась
его первым и главным плагиатором. Сравнительно давно написанные страницы
пришлось при отправке в печать хоть немного, но подправлять, ибо вымысел
стал сухим репортажем, а меньше всего автора тянуло в журналистику. Но к
журналистике тяготела жизнь, и вот - налицо первый конфликт жанра и жизни:
ничего нельзя придумать. Сочиняй не сочиняй - все сбудется. Поэтому, дорогой
читатель, прежде чем начинать читать роман, не только перекрестись на икону
в красном углу, но вежливо поклонись висящему, конечно, в твоей комнате
портрету всероссийского венценосца.
Впрочем, как ни определяй метод и жанр, роман уже написан. Пусть
читатель рассматривает его как фотографию с натуры, как "фэнтези", как
современный плутовской роман - автор на все согласен.
В соответствии с требованиями реалистического реализма, автор
настаивает на том, чтобы все намеки, ассоциации, аллюзии, заимствования и
прочие элементы читатель считал намеренными и умышленными. Если за кем-то из
персонажей возникает знакомый читателю прообраз - ну, значит, именно с него
и писался герой. В этом романе все, все - как в жизни, только во много раз
преуменьшено.
Так что отнюдь не классическое "За мной, читатель!" предлагаю я.
Я скромно отхожу на шаг в сторону и пропускаю читателя вперед,
предлагая ему быть моим соавтором, домысливать все, что з



Назад